Ночной туман под утро пролился дождём и в дом пришёл острый запах осеннего леса: мокрого мха, хвои и влажной после дождя коры деревьев... В такую погоду хорошо вспоминается что-то теплое, яркое, цветное – конец 80-х годов прошлого века, столица, та динамичная, полная событиями, «упругая» московская жизнь, когда что-то хрустнуло в послеандроповской стране, хрустнуло и отчетливо провернулось и потянуло по кривым московским улицам свежим ветром перемен.
Один из первых реально действующих «перестроечных» законов – «Об индивидуальной трудовой деятельности», долгие дебаты на ТВ: может ли «советский человек» быть предпринимателем, не будет ли это «идеологической диверсией», не поступимся ли принципами, не уступим ли Западу наши «великие ценности»… Никак не менее того! Собирались, обсуждали: может ли раб начинать хотя бы мыслить как свободный человек; может ли ПРЕДПРИНИМАТЬ что-то, решать за себя сам, не дожидаясь «одобрения парткома», и как к этому следует относиться другим совковым рабам, другим «советским людям» и какая «зарплата» может быть у этого «предпринимателя», чтобы не обидеть соседа - «честного труженика»…
«Мне звонили из райкома партии, приказали НЕ ВЫДАВАТЬ вам деньги, рабочие заработную плату ещё не получили!» - вот реальная фраза управляющего отделением Жилсоцбанка в те годы. Именно так и никак иначе – свои деньги со счёта «кооператоры» могли получать только после выдачи зарплаты рабочему классу! Для неискушённых читателей, которым название банка «ухо режет» поясню – в те «прекрасные времена в СССР было всего 4 (повторяю по буквам – ЧЕТЫРЕ) банка: Внешторгбанк - для расчётов с заграницей, Промстройбанк – для выдачи кредитов (зачастую – ьбекзвозвратных) промышленным предприятиям, Сберегательный банк (Сберкасса) для населения и Жилсоцбанк – для всего остального. Именно там, в Жилсоцбанке и открывали расчётные счета центрам НТТМ, а позже – кооперативам.
Будете смеяться, но выписки по расчётным счетам тогда просто хранились в открытом доступе (вот уж – рэкетирам раздолье!) как каталог публичной библиотеки – в шкафчике, сразу при входе в отделение банка. Заходи, смотри, выбирай коммерсанта «потолще»…
Первая ласточка нового закона – творческий центр «Орнамент» со штаб-квартирой в переулках у Белорусского вокзала столицы – действительно ПЕРВАЯ негосударственная юридически оформленная структура со своим расчётным счётом, печатью, руководителем и прочими атрибутами «советского учреждения», но по сути своей - неформальное объединение людей, готовых трудиться эффективно не рабами за грошовую ежемесячную «зарплату», а свободнями людьми, за реальные деньги...
АВТОР РАБОТАЕТ НАД ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ЭТОЙ ГЛАВЫ...
|