"Чесночная академия" - первый материал из серии "незаконченные раследования", события которых происходили в период с 1998 года по настоящее время. И сегодня, сейчас, раследование продолжается...
Наверное, приятно читать свежую газету. Утром, с чашкой свежезаваренного кофе, или в метро по пути на работу, или вечером в уютном кресле перед экраном телевизора развернуть хрустящий газетный лист, пахнущий тем особенным запахом свежей газеты, который не спутать ни с чем и пробежать глазами заголовки – ну-ка интересно, что они там понаписали… Читать-то приятно. А вот писать! Хотите расскажу как это делается? Не боитесь утратить некоторые иллюзии? Ну что-же, как говаривал Николай Фоменко в «Империи страсти»: «Снимаем шесть предметов одежды сразу! Поехали!»
Есть такая болезнь – склероз» - говаривал ученый кот, которого фантасты Стругацкие поселили на улице Лукоморье. Так вот склероз (уплотнение ткани или органа, вызванное нарушением кровообращения) есть следствие атеросклероза: хронического сердечно-сосудистого заболевания у лиц преимущественно пожилого возраста. Для возникновения и развития этого заболевания имеют значение наследственность, избыточное потребление животного жира, малая физическая активность, психическое и эмоциональное перенапряжение и курение. А для борьбы с этим недугом, оказывается существует научно-исследовательский институт атеросклероза, который возглавляет директор, некий господин Орехов Александр Николаевич.
Загадочный институт, надо сказать. Во-первых, институт атеросклероза не имеет (или не афиширует) свой юридический адрес. Есть только адрес почтовый: город Москва а/я 21. Прямо не институт, а секретная ракетная база.
Во-вторых, попытка получить информацию о деятельности института от его директора госп. А.Н. Орехова заканчивается для журналиста гневным письмом редакционному начальству, а попытка опубликовать объективную информацию об институте и его деятельности – судебным иском в адрес журналиста, газеты и ее издателей. Казалось бы: если поставлена благородная задача победить атеросклероз и в ее решении достигнуты некие результаты, нужно пользоваться всеми возможными способами, чтобы рассказать об этом страждущему Человечеству. Пресса, телевидение, сеть Интернет, все должно быть пущено в ход, на самый крайний случай можно и листовки разбросать!
Но господин Орехов тратит свое драгоценное время на переписку с руководством редакции газеты «Комсомольская правда», манкируя интересами больных атеросклерозом. Странное поведение, неадекватное: сравните цитаты из первого и заключительного абзаца письма:
1. « … мне в офис позвонил человек, … заявивший, что он готовит материал о нашей продукции. Позвонивший сотрудник пытался запугать меня ссылками на Уголовный кодекс, замечанием о том, что наш разговор записывается…»
2. «Предлагаю любые формы сотрудничества с целью установления истинных свойств и истинного качества наших разработок, выпускаемых на нашем производстве, если Ваша газета решит опубликовать объективный материал о нашей продукции»
Итак, с одной стороны опубликоваться все-таки хочется. С другой стороны, хочется опубликоваться так, чтобы «объективно», а значит разместить рекламу своего товара бесплатно, «на-халяву». Ну что-же, разумное желание. Но давайте разберемся, кто такой г-н Орехов и что он собрался рекламировать.
Досье Потребителя: Орехов Александр Николаевич, директор НИИ Атеросклероза, автор более чем 151 научных статей, опубликованных в специализированных медицинских журналах, основная тематика публикаций: «Прямое и непрямое воздействие чеснока на атеросклероз», имеет свой сайт в сети ИНТЕРНЕТ, владелец патента на «Средство для профилактики атеросклероза» N 2082427 от 2 ноября 1995 г. Эти средства: биологически активная добавка к пище «АЛИСАТ», биологически активная добавка к пище «АЛЛИКОР» (чеснок порошкообразный в таблетках), способ использования добавок – в качестве дополнения к традиционной пище с целью профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Внимательно изучая рекламу пищевых добавок «АЛИСАТ» и «АЛИКОР» я заметил некие незначительные подтасовки, которые тем не менее существенно меняют смысл сказанного. Итак:
1. Оказалось, что НИИ Атеросклероза Российской Академии естественных наук полностью называется так: ООО «Научно-исследовательский институт атеросклероза (МЕДОТЕЛЬ), Россия» – вопрос номер один: если НИИ Атеросклероза это просто «частная лавочка», то зачем обманывать население, выдавая частное предприятие (кстати, не несущее никакой ответственности за проданный товар) за некую структуру федерального значения?
2. В рекламных обещаниях средства «Алисат», иже с ними названы «таблетками» – что у рядового, неискушенного потребителя формирует образ некоего фармакологического средства, разработанного «для профилактики и лечения атеросклероза» – на самом деле, по официальным документам, это «пищевая добавка для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний», предназначенная для использования в качестве дополнения к традиционной пище;
3. Кстати, главный и эксклюзивный продавец чесночных таблеток ООО «ИНАТ-ФАРМА» имеет право (в соответствии с лицензией Правительства Москвы) заниматься только «реализацией продуктов питания», а не продажей неких средств, которые «лечат атеросклероз»;
4. Контрольные закупки и последующее тестирование содержимого «чесночных таблеток», проведенное коллегами из газеты «ТРУД», показало катастрофическое превышение содержания мышьяка, что превращает «лекарственное» средство в элементарную отраву для крыс;
Кроме того, аналогичные средства (чесночные таблетки) выпускает в продажу широко известная своими «народными лекарствами» структура «Лавка жизни» – только там это называется «Царские таблетки» и в рекламе не дается несбыточных обещаний об «излечении» атеросклероза.
5. И наконец, мне не удалось обнаружить ни одной (я повторяю НИ ОДНОЙ) публикации о положительном эффекте применения «чесночных таблеток» (рекламные, разумеется в счет не идут).
Я побеседовал с исполнительным директором по рекламе газеты «Комсомольская правда» г-ном Л. Шамыгиным и получил ожидаемые ответы на мои вопросы: никаких сертификатов на средства «АЛИСАТ», «АЛЛИКОР» и «КАРИНАТ» господин Орехов при размещении рекламы не предъявлял, вся ответственность за рекламные обещания, в соответствии с Законом о Рекламе РФ лежит на рекламодателе, ВСЯ реклама НИИ Атеросклероза, в соответствии с тем же Законом о Рекламе РФ имеет четкую идентификацию - знаком «К».
А вот цитата из публикации в газете «ТРУД» от 19 июня 1998 года «Фармацевты в грязно-белых халатах»:
« … застал женщину в когда-то белом халате, занятую тонким технологическим процессом: размешиванием с помощью черпака некой неаппетитной массы. Дальнейшая технологическая цепочка… мешанину из ванны (речь идет об организации производства «чесночных таблеток» в обычной квартире) в ведре выносят на кухню, где на прессе ей придают форму таблеток и там же упаковывают».
Естественно, об этом реклама в «Комсомольской правде» умалчивает. В связи с этим при всем моем уважении ко Льву Шамыгину (для парня из провинции он неплохо поставил дело) не могу не отметить, что с его приходом на должность исполнительного директора по рекламе и реализации новой концепции «продажи только рекламных площадей без экспертизы содержимого» горячо любимая мною «Комсомолка» превратилась в трибуну «Национальных Академий Питания», Институтов Суггестологии (исследователи квартирных «барабашек»), Академий паранормальных явлений и различного рода проходимцев, которые торгуют «чудесными средствами» по почте. К сожалению, реклама «чесночных таблеток» не стала в этом смысле исключением. После одного моего телефонного звонка (я повторю ЗА ОДИН ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК!!!) рекламная служба газеты «Комсомольская правда» получила рекламный бюджет НА ГОД!!! от НИИ Атеросклероза. Вот они «любые формы сотрудничества с целью установления истинных свойств и истинного качества…разработок». Вот она, цена истины! Впору мне требовать у г-на Л. Шамыгина агентское вознаграждение за привлечение в газету «Комсомольская правда» крупного рекламодателя…
Подытожим: господин Орехов умело ушел от прямых вопросов о качестве «чесночных таблеток», применив «первый уровень защиты» – письмо редакционному начальству о «неправильном» поведении журналиста и «второй уровень защиты» – большой рекламный бюджет. Другие уровни защиты мошенников от журналистского расследования мы продемонстрируем нашим читателям в следующих расследованиях.
|